История первая. Телефон доверия – Мой путь в профессию.
Всем привет! Давно уже собирался это сделать и вот – все же решил опубликовать 12 коротких примечательных историй из своего тренерского опыта, которые в той или иной степени повлияли на мою карьеру и жизнь. Буду рад, если они окажутся интересными всем, кто по-настоящему интересуется тренерским мастерством.
Сейчас мне кажется, что я всегда был тренером. Это потом я ушел (временно) в терапию, а позднее ( и окончательно) – в бизнес, а начиналось все с волонтерских проектов. Произошло это почти случайно – мой друг пригласил меня поработать волонтером на Телефоне доверия, службе экстренной психологической помощи. Программа подготовки длилась год, это была полноценная терапевтическая группа. По большому счету, нас учили слушать себя и других, быть внимательными. Было начало 90-х, и для молодых людей мы могли оказаться очень полезными – мы работали с проблемами одиночества, взаимоотношения отцов и детей, сложными ситуациями в школе или институте. Речь не шла, конечно, о глубинной работе, но, знаете, даже подсказать, где можно сдать кровь на ВИЧ – было очень ценно, информации в СМИ практически не было.
Очень быстро возникло сообщество телефонщиков – людей, которым были интересны люди. Тогда я впервые заинтересовался психотерапией. Профессиональную литературу достать было очень сложно. Можете себе представить, что книги Перлза или Бэндлера можно было найти только в репринте (то есть – перепечатанными на печатной машинке).
Мы практиковали эриксоновский гипноз или техники Перлза ночами в детском саду, где мой коллега работал ночным сторожем, тренировались друг на друге. Мы учились быть полезными, эмпатичными, учились сопереживать и доверять друг другу.
В целом, Телефон был довольно-таки противоречивым экспериментом. Несмотря на то, что у меня до сих пор сохранились идеалистические воспоминания о том времени, я сделал ряд практических выводов:
- Любой человек может меняться.
- Разум всегда будет искать выход.
- Доверять группе – важно. Группа намного сильнее и мудрее, чем мы думаем.
Эти выводы оказались для меня очень важны. И сейчас очень помогают в работе.
Я проработал на Телефоне 2 года, затем прошел сертификацию и получил возможность
обучать других волонтеров. Так я стал тренером. У меня не было какой-то четкой мотивации, я просто осознал, что это – мое. За год я провел 2 группы, мы встречались раз в неделю на 2 – 3 часа (если подсчитать – то около 200 часов тренерской работы).
А опыт работы с волонтерами мне еще пригодится, когда я буду работать с норвежскими проектами – готовить смелых девчат с 3-го курса факультета социальных работников для работы в детских домах и тюрьмах для малолетних преступников.
P.S. Спасибо всем, кто был рядом, спасибо тем людям, которым я смог помочь, спасибо всем тем по ту сторону телефона, кто выбрал жизнь.