Движущие силы доверия в команде
На сессиях с менеджментом неоднократно слышал: нет доверия в команде, что делать? Описывая такую ситуации обычно говорят, что люди боятся брать на себя ответственность, проявлять инициативу, не могут сосредоточиться на выполнении задачи. Сотрудники не реализуют себя в полной мере, не верят, что компания действует в их интересах.
Все это приводит к снижению эффективности, потере времени и других ресурсов, создает нервозный фон. Страдают все, включая руководителя.
Прежде всего, нужно понимать, что доверие в команде – социальное доверие – это следствие, а не причина. То есть, не бывает так: “у нас же все в команде друг другу доверяют, поэтому высказывайтесь открыто” Доверие – это когда “у нас есть правило: все высказываются открыто, поэтому в команде друг другу доверяют.” Чувствуете разницу? Во втором случае доверие возникает как следствие, например, наличия в компании культуры открытости. И эта культура является движущей силой (драйвером) доверия.
То есть, социальное доверие можно развивать, используя его драйверы.
Они могут быть рациональными и эмоциональными. Для того, чтобы развить доверие в команде, попробуйте начать с рациональных. Их основных три:
- Договор. Именно договор (в широком смысле) и прописанные в нем санкции за нарушение позволяют чувствовать себя уверенно и свободно, что, в свою очередь, повышает уровень доверия.
- Правила. Писанные или неписаные, единожды принятые и всем понятные. На правила можно опереться, они делают работу в команде предсказуемой. Конечно, в случае, если их соблюдают все, включая топ-менеджмент
- Навыки. Опытным профессионалам доверяешь больше, их результаты прогнозируемы.
Рациональные драйверы часто недооценивают, полагая, что можно «выехать» на эмоциональной теплоте и открытой двери в кабинет руководителя. Однако работу по развитию доверия в команде стоит начинать именно с них.
Развивайте доверие в командах и смелее