Два инструмента снижения агрессии
Коммуникативные компетенции – наше все). Вчера на тренинге в «спарринге» мы с участниками прорабатывали инструменты работы с агрессией партнера, разумеется, в цивилизованной форме.
Агрессивное поведение и давление в коммуникации – вещи довольно субъективные, и чтобы не перегнуть палку, важно действовать тонко.
Я всегда исхожу из того, что в любой напряженной ситуации нужно пробовать вести переговоры. Это дает шанс абсолютно всем сторонам. Если же ответить агрессией на агрессию, вам ничего не останется, как продолжать эскалацию. Либо уходить ни с чем.
Мне очень нравятся два приема – техника подчеркивания общности (условно, «мы с тобой одной крови») и техника «я знаю, что ты сейчас чувствуешь…»
Первый прием многие знают и используют. Это такие фразы-объединения, например:
«мы оба хотим разрешения ситуации»
«мы оба знаем, как тяжело работать под давлением»
«мы оба понимаем, чем чревата эскалация»
«мы оба стараемся найти компромисс»
Вы оказываетесь с оппонентом на одной стороне. Это возможность показать, что вы вместе. В реализации техники вам поможет опора на факты и готовность действовать честно и открыто. Прием особенно эффективен, если обращен к профессиональной (экспертной) зоне оппонента.
Родственный инструмент – «я знаю, что ты сейчас чувствуешь…» используют реже (а зря). В основе его – апелляция к схожему опыту, вы демонстрируете понимание того, что с человеком происходит . Например:
«Я знаю, что ты сейчас испытываешь»
«Я знаю, каково это…»
«Я знаю, как трудно человеку в твоей ситуации принимать непростые решения»
«Я знаю, что значит для тебя этот проект»
Этот прием помогает вернуться в контакт с оппонентом и начать диалог. Он обращен к эмоциям (этим и берет). Более тонок в применении, нежели предыдущий. Обращаться с осторожностью.