Пост-тренинг: методика закрепления тренинговых эффектов
Опубликовано: HRMagazine, Украина, октябрь 2010
Сегодня можно наблюдать ряд изменений в сфере обучения и развития персонала. Эти изменения связаны, в первую очередь, с возросшими требованиями со стороны заказчиков. Изменениям способствует и конъюнктура рынка, и растущая конкуренция, и повышение в целом качества услуг по обучению. Заказчиков все больше интересуют не просто тренинговые программы, а программы изменений, приносящие осязаемые результаты. Все больше говорят об оценке эффективности обучения. Что можно сделать, чтобы улучшить результаты тренинга и полностью выполнить поставленные перед обучением задачи?
Одна из таких стратегий – пост-тренинг. Основная цель пост-тренинга – закрепить результаты проведенного обучения, поэтому детали его корректируются после проведения основного тренинга. Однако планировать пост-тренинговые мероприятия необходимо уже во время работы над основным тренингом.
Формат пост-тренинговых мероприятий, как правило, смешанный. На сегодняшний день существует несколько десятков видов. Они могут включать отчеты тренера, дистанционную часть (проверки домашних заданий и обратная связь участникам), консультации, e-learning, а также очные тренинговые сессии. В этой статье будет дан ряд практических рекомендаций по методике пост-тренинга.
Идея пост-тренинга связана с особенностями обучения взрослых. Достаточно точно эти особенности учитывает Цикл Колба – модель циклического учебного процесса для взрослых людей. В отличие от школьников и студентов, для взрослых важно использовать технологии, построенные на приобретении опыта, рефлексивном наблюдении, формулировании выводов и эксперименте. Для того, чтобы взрослому человеку обучиться какому-либо сложному навыку максимально эффективно, ему необходимо пройти четыре стадии интеграции:
Цикл Колба
- Непосредственный опыт (concrete experience). Обучающийся получает конкретный опыт, имеющий отношение к сфере обучения.
- Наблюдение и рефлексия (observation and reflection). Обучающийся обдумывает и анализирует то, что он только что узнал (конкретный опыт).
- Формирование абстрактных концепций и моделей (forming abstract concepts). Стадия теоретического обобщения. Обучающийся вводит новые знания в систему собственных, уже имеющихся знаний и опыта, и устанавливает между ними связи.
- Активное экспериментирование (testing in new situations). Стадия эксперимента и самостоятельного применения новых знаний на практике. Соответственно, после этого этапа, обучающийся получает новый «непосредственный опыт» и цикл замыкается.
Пост-тренинг работает на 4-й стадии, стимулируя, развивая и закрепляя новые модели поведения. С этой целью закрепляются позитивные тренинговые эффекты и нивелируются негативные. Для того, чтобы разобраться, что закреплять, а что нет, используйте простое правило: позитивные эффекты работают на результат тренинга, негативные – нет.
Для оценки результатов тренинга используйте модель Дональда Киркпатрика (Kirkpatrick). Эта модель описывает четыре шага (и соответственно уровня) оценки результатов тренинга:
- Реакция: насколько обучение понравилось участникам.
- Усвоение: какие факты, приемы, техники работы были усвоены в результате обучения.
- Поведение: как в результате обучения изменилось поведение, действия участников в рабочей обстановке.
- Результат: каковы осязаемые результаты обучения для организации, измеренные через сокращение затрат, сроков, улучшение качества и т.д.
Соответственно этим уровням разделяют и тренинговые эффекты. Для того чтобы разработать план пост-тренинговых мероприятий, выберите позитивные эффекты, которые планируете закреплять, согласно уровням результата тренинга. Постарайтесь охватить все 4 уровня. Примеры позитивных и негативных тренинговых эффектов в соответствии с уровнями Киркпатрика можно найти в таблицах ниже:
Уровень реакций
Позитивные эффекты |
Негативные эффекты |
Чувство «с пользой проведённого времени» | Чувство «времени, потраченного впустую» |
Повышение самооценки | Понижение самооценки |
Желание развиваться | Снижение мотивации к развитию |
Снижение уровня тревожности | Повышение уровня тревожности |
Уровень усвоения
Позитивные эффекты |
Негативные эффекты |
Закрепление новых знаний | Убежденность в правильности старых, неэффективных знаний |
Закрепление новых умений | Непринятие новых умений |
Самостоятельные попытки применения новых знаний и умений | Фиксация старого опыта |
Систематизация опыта | Когнитивный диссонанс |
Уровень поведения
Позитивные эффекты |
Негативные эффекты |
Использование новых моделей поведения | Возврат к старым, неэффективным моделям поведения |
Закрепление новых навыков | Возврат к старым, неэффективным навыкам |
Использование новых навыков на бессознательном уровне | Повышение тревожности в процессе использования новых навыков |
Отреагирование негатива | Неотрефлексированный негативный эмоциональный опыт |
Уровень результата
Позитивные эффекты |
Негативные эффекты |
Повышение КПД участников | Снижение КПД участников |
Уменьшение сроков выполнения заказа | Нет изменений (или увеличение) сроков выполнения заказов |
Улучшение микроклимата в коллективе | Ухудшение микроклимата в коллективе |
Повышение лояльности к организации | Снижение лояльности к организации |
После того, как Вы определились с эффектами, необходимо выбрать конкретную форму пост-тренинга. Важно помнить, что форма выбирается в зависимости от уровня оценки результатов тренинга. Примеры (опять же в соответствии с уровнями Киркпатрика) можно увидеть в таблице ниже:
Уровень реакций |
Уровень усвоения |
Уровень поведения |
Уровень результата |
Фотоотчет тренинга | Тест с обратной связью тренера (e-learning тест) | Видео рабочих ситуаций от участников с обратной связью тренера | Тренинг для руководителей по внедрению изменений |
Домашнее задание с обратной связью тренера | «Тайный покупатель» | Создание стандартов | |
Сопровождение на рабочем месте | Разбор трудных ситуаций | ||
Изменение системы (качества) управления |
А сейчас давайте рассмотрим варианты некоторых конкретных мероприятий:
- Формат: Групповое домашнее задание – реализация проекта. Участники тренинга совместно разрабатывают проект-программу, который потом защищают на очной сессии. На этой сессии кроме тренера присутствуют непосредственные руководители участников тренинга, которые также дают оценку проекту.
Область применения: сервис
Решаемые задачи: закрепление необходимости персонального подхода к клиенту
Дополнительные результаты: создание уникальной типологии клиентов с банком «рецептов общения» с каждым типом
Работа с тренинговыми эффектами на уровне: усвоения
Пример описания задания:
«Уважаемые коллеги! Вам предстоит разработать Типологию клиентов вашей компании. Чтобы Типология получилась единой, вы будете работать вместе. Для этого вы можете воспользоваться следующим алгоритмом:
- Выделить критерии разделения на типы
- Описать отличительные черты каждого типа
- Описать правила экспресс-диагностики каждого типа
- Придумать название для каждого типа
После того, как типология будет создана, вам будет необходимо разработать Банк рецептов взаимодействия с каждым типом, который должен включать:
- Список действий, которые желательно совершать при работе с представителем типа
- Список действий, которые НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя совершать с представителем типа.
Срок выполнения задания – 2 недели»
- Формат: Индивидуальное домашнее задание на закрепление материала. Такой формат может быть реализован дистанционно. Каждый участник получает от 3-х до 5-ти индивидуальных заданий, отчет по которым высылается тренеру в течение 2-х недель. После проверки отчетов тренер дает обратную связь участникам в письменном виде, или на короткой сессии. Возможно проведение предварительных консультаций – в дистанционной или очной форме.
Область применения: продажи
Решаемые задачи: фиксация успеха технологии продаж
Дополнительные результаты: привлечение новых клиентов
Работа с тренинговыми эффектами на уровне: усвоения и результата
Описание задания:
«Уважаемые коллеги! Для выполнения этого задания проведите анализ успешной встречи с новым клиентом. После встречи ответьте на вопросы (в свободной форме):
a) Какие цели я ставил перед собой на этой встрече?
b) Каких целей (как мне кажется) хотел достичь клиент на этой встрече?
c) Какие реакции (действия) клиента я заметил?
d) Какие мои действия вызвали эти реакции?
Опишите результат встречи, сформулируйте выводы (в свободной форме), и присылайте нам. Срок выполнения задания – 2 недели».
- Формат: Индивидуальное домашнее задание по интеграции полученных навыков в рабочую практику. Участники делают видео-запись рабочих ситуаций, высылают ее тренеру и получают впоследствии обратную связь.
Область применения: обучение и развитие
Решаемые задачи: закрепление навыков фасилитации
Дополнительные результаты: закрепление тренерской позиции
Работа с тренинговыми эффектами на уровне: поведения
Описание задания:
«Сделайте видеозапись фрагментов собственного тренинга и пришлите ее нам. После этого мы дадим обратную связь по этой записи. Запись должна удовлетворять следующим требованиям:
- Фрагменты должны показывать Вашу работу с групповой динамикой: как Вы фасилитируете процесс, как реагируете на вопросы (или запросы) группы, как удерживаете лидерскую позицию, как работаете с сопротивлением участников.
- Продолжительность – 10 – 20 мин.
Для того, чтобы Вам было проще выполнить это задание, пишите весь тренинг целиком, а потом выберите подходящие моменты и присылайте нам. Срок выполнения задания – 1 мес.»
- Формат: Развивающий курс по внедрению изменений – тренинг для руководителей компании (непосредственные руководители участников тренинга, руководители смежных подразделений, топ-менеджмент). Такая программа проводится очно, с целью внедрения позитивных изменений, возникших в результате обучения. Курс может проводиться единовременно, а может быть разделен на модули, проводимые с определенным интервалом (например, «Менеджмент по понедельникам»). В данном случае приведен пример пост-тренинга после обучения сотрудников фронт-офиса.
Область применения: логистика
Решаемые задачи: снижение сроков поставки товара
Дополнительные результаты: уменьшение количества претензий клиентов по качеству обслуживания
Работа с тренинговыми эффектами на уровне: результата
Краткое описание курса:
- Сроки поставки товара: роль фронт-офиса и смежных подразделений
- Создание новых стандартов обслуживания с учетом выросшей квалификации персонала
- Разработка плана действий руководителя, направленных на повышение мотивации сотрудников к применению новых ЗУН в области сервиса
- Разработка плана действий по созданию условий для реализации новых ЗУН в области сервиса, включающих корректировки работы смежных подразделений, техническую поддержку, административную поддержку, обеспечение ресурсами и т.д.
- Коррекция программ стимуляции и мотивации с учетом новых стандартов
- Введение грейдов
Теперь, когда у вас есть целостное представление о том, что нужно делать и как, а также конкретные форматы пост-тренинга, осталось совсем немного: сделать это.
А как показывает опыт, сделать это не всегда просто. За последние 10 лет работы на тренинговом рынке я и мои коллеги заметили ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться, когда речь заходит о пост-тренинге. Несмотря на то, что необходимость таких мероприятий очевидна, даже на бесплатный пост-тренинг заказчики соглашаются неохотно. В случаях же, когда пост-тренинг «продается», заказчики, как правило, уделяют ему меньше внимания, чем тренингу, и тогда все превращается в формальность. Часто невозможность проведения качественного пост-тренинга связана с очень большими трудностями на пути внедрения изменений в организации. Топ-менеджмент борется с инерцией руководителей среднего звена, а менеджеры среднего звена не хотят ничего менять. А иногда (особенно в случаях дистанционного контроля) все упирается в банальную лень.
Выход – планировать пост-тренинг на этапе разработки тренинга, рассматривать комплекс мероприятий, и вести работу совместно со ВСЕМИ заинтересованными лицами, принимающими решение. Это всегда взаимодействие нескольких структур: подразделения, в котором планируется тренинг, HR-службы, департамента обучения и развития персонала, топ-менеджмента, наконец, внешних тренеров, если это необходимо. И только тогда потраченные усилия и средства не уйдут в песок.